«Внедрение модели формирования толерантности участников образовательного процесса через организацию продуктивного взаимодействия с детьми с особенностями психофизического развития»
Участники инновационного проекта: Государственное учреждение образования "Вилейский районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации"; Государственное учреждение образования "Средняя школа №1 г. Вилейки"; Государственное учреждение образования "Голоцкий учебно-педагогический комплекс детский сад-средняя школа" Пуховичского района; Государственное учреждение образования "Средняя школа №3 г.Копыля"; Государственное учреждение образования "Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Копыльского района"; Государственное учреждение образования «Молодечненская специальная общеобразовательная школа-интернат», Государственное учреждение образования «Слуцкий районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации», Государственное учреждение образования «Средняя школа №13 г. Слуцка». |
В Концепции развития инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития в РБ (утверждена Министерством образования Республики Беларусь 22.07.2015, приказ № 608) отмечается, что система образования Республики Беларусь предусматривает целенаправленную работу с различными группами учащихся с особыми образовательными потребностями в рамках единого образовательного пространства, что отражено в нормах Кодекса Республики Беларусь об образовании. Все элементы этой системы взаимодействуют с учетом принципа преемственности и обеспечивают равный доступ к получению качественного образования всем обучающимся. В Государственной программе «Образование и молодежная политика» на 2016 – 2020 годы (постановление Совета министров Республики Беларусь № 250 от 28.03. 2016) выделены задачи, согласно которым проводится работа по совершенствованию системы специального образования и повышению качества образования лиц с ОПФР: развитие инклюзивных процессов в образовании, оптимизация работы учреждений специального образования.
Внедрение модели формирования толерантности участников образовательного процесса через организацию продуктивного взаимодействия с детьми с особенностями психофизического развития будет способствовать созданию оптимально благоприятных условий для раскрытия и развития личности детей с ОПФР в школе; формированию культуры толерантности через создание активной воспитательной среды; созданию позитивного образа ребёнка с ОПФР у всех участников образовательного процесса; формированию у педагогов толерантных способов и методов взаимодействия с детьми с ОПФР; вовлечение родителей для формирования толерантных способов и методов взаимодействия с детьми с ОПФР; вовлечению здоровых детей в совместную деятельность с детьми с ОПФР, требующую наличия толерантных установок, и навыков взаимодействия с ребенком с ОПФР как гарантов успешности.
Выполнение Проекта должно привести к развитию у всех участников образовательного процесса черт толерантной личности, способной понимать, принимать и применять важнейшие принципы толерантности в повседневной жизни.
Участие нашей школы именно в этом инновационном проекте, не случайно. Учащиеся с особенностями психофизического развития обучаются в нашей школе с далёкого 1998 года. В 1998 году был открыт специальный класс, где обучались 12 учащихся по программе для детей с трудностями в обучении. Прошло более 20 лет, для детей с особенностями психофизического развития в нашей школе сделано очень много, но проблема толерантного отношения участников образовательного процесса к учащимся с особенностями психофизического развития не теряет своей актуальности, а как показывает практика в последние годы стала очень острой. Почему? А потому что детей данной категории в школе с каждым годом, становится всё больше. Инновационный проект призван изменить в первую очередь систему воспитательной работы школы и отношение участников образовательного процесса к детям с ОПФР.
За год работы в проекте в нашем учреждении образования произошли изменения, которые шаг за шагом приближают всех участников образовательного процесса к решению цели проекта: созданию условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в общеобразовательной школе (опорной по организации интегрированного обучения и воспитания), в которой обучаются дети с различными нарушениями развития, через организацию продуктивного взаимодействия с детьми с особенностями психофизического развития.
В ходе работы над проектом в 2019/2020 учебном году 90% учащихся с особенностями психофизического развития были включены в процесс реализации проекта.
Одним из направлений деятельности учреждения в рамках инновационного проекта стало создание волонтёрского движения.
Волонтёрский отряд был организован из ребят 6-7 классов. На начальном этапе волонтёрский отряд работал для детей с нарушениями в развитии, но ребята под руководством учителя русского языка и литературы Садовской Татьяны Васильевны, быстро пришли к пониманию того, что необходимо работать вместе с детьми с особенностями в развитии.
Одной из интересных тем работы стала организация и проведение экскурсий-анимаций. В 2019/2020 учебном году была разработана и успешно проведена, в том числе и на мероприятиях районного уровня, экскурсия анимация «История в лицах». Особенностью данного направления является то, что экскурсии проводятся детьми с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата с отсутствием самостоятельного передвижения совместно с нормотипичными детьми.
Живой интерес у учащихся вызвала организация объединения по интересам «Magic English» учащиеся 3-4 классов с огромным удовольствием изучают английский язык, ещё и потому что, педагог проводит свои занятия с детьми в игровой форме.
Отдельно хочется сказать о такой форме работы, как объединение по интересам театральной направленности «Кибитка времени». Результатом работы являются успехи детей, как в творческой деятельности, так и в социальной сфере. В прошедшем учебном году, в рамках объединения по интересам, был подготовлен спектакль «Снежная королева». Спектакль был показан несколько раз. Его с интересом посмотрели учащиеся нашей школы, учителя и родители.
Работа в проекте продолжена в 2020/2021 учебном году.
Нумерология в Беларуси +375 44 728-27-58 |